qvies (qvies) wrote,
qvies
qvies

Артели, синдикаты, кооперативы…


Операция по сколачиванию банковского синдиката, скупающего акции отечественных производителей, начатая российским Госбанком в 1912 году, явилась продолжением уже существовавшей тенденции к концентрации производства и капиталов, правда, за тридцать лет до появления банковского синдиката осуществлялась эта концентрация несколько на иных началах.

В 1882 году частные рельсопрокатные заводы, дабы не мешать друг другу на оживленном рынке строительства железных дорог, образовали свой сбытовой кооператив – Союз рельсовых фабрикантов. Кооператив определял насущную потребность в рельсах, диктовал стандарты качества, а единая отпускная цена, тендерная цена приобретения и соответствие количества проката потребности в нем железных дорог, точно так же приводили неэффективные предприятия к банкротству, как и прямая конкуренция на свободном рынке, при этом не допуская производства рельсовых излишков.

Вслед за рельсовыми фабрикантами объединились и фабриканты рельсовых скреплений, за ними фабриканты проволоки, сахарозаводчики… К концу века уже почти не осталось фабрикантов, не состоявших в одном из множества синдикатов. Синдикатов, именно так, на греческий манер, принято переводить латинский "кооператив", когда речь заходит об объединении усилий не населения, а фабрикантов.

Фабриканты и акционерные предприятия для своего развития и расширения производства при золотом рубле предпочитали выпускать не новые акции, расширявшие круг претендентов на прибыли и управление, а облигации – бумаги, дающие их обладателю право на определенный заранее процент от их стоимости. Это было еще одной причиной падения курса акций: несмотря на их возраставшую фактическую капитализацию, рыночная капитализация, связанная только с выплатой процента по акциям, уменьшалась.

В начале следующего века к процессу синдикации подключились банки, скупавшие еще более подешевевшие в результате кризиса 1900-1903 годов акции промышленных и добывающих предприятий во всех отраслях, создавая уже не синдикаты, а концерны из приобретенных ими предприятий, объединяя не только сбыт продукции, но и ее производство, и капиталы предприятий, и добычу сырья. В отличие от синдикатов, каждому предприятию концерна выделялись квоты на производство и добычу. Под вывеской прежних союзов фабрикантов теперь скрывался механизм по оптимизации прибыли банков.

С 1902 года, времени создания Союза по продаже черного металла Продамет, Союзом не было открыто ни одного нового крупного предприятия: концернам был выгоден дефицит отечественного производства, поставки из-за рубежа поднимали цены и на их продукцию. Группа братьев Нобель, контролировавшая 45% добычи российской нефти и препятствующая разработке новых месторождений в Ухте и Грозном, добилась в условиях действия золотого стандарта повышения цены на нефть с 6 копеек за пуд до 38, цена росла не только из-за увеличения спроса, но и в связи с падением добычи сырой нефти.

Промышленный капитал, капитал торговый и капитал банковский, слившись воедино, образовали финансовый капитал, с началом войны слившийся и с государственным капиталом, банкиры пришли в правительство распределять ресурсы и рабочую силу, загнав Россию в инфляционный штопор и образовав все предпосылки для появления на территории Российской Империи Советского Союза с его плановой экономикой. Не те же ли самые процессы происходят и в России нового тысячелетия?

В кризисном 1903 году, через десять лет после начала строительства, началось регулярное движение по Транссибирской магистрали. Семь с половиной тысяч километров железной дороги были построены восемью тысячами рабочих, объединенных в строительные артели – те же кооперативы, только названные на этот раз по русски.

Думаете, артели – это наше далекое прошлое? Артели Вадима Туманова за время своего существования с 1956 по 1987 год намыли 400 тонн золота. Это были уже высокомеханизированные артели, берущие золото там, где госпредприятия оказались бессильны. После уничтожения государством кооператива "Печора", объединявшего золотодобывающие артели, Тумановым был организован кооператив "Строитель". 500 человек в кризисных условиях конца восьмидесятых и всех девяностых годов построили более тысячи километров дорог. Сейчас это уже, действительно, прошлое: вместо кооператива теперь действует ООО "Промышленно-Строительный Кооператив Строитель". Нынешняя Россия кооператоров не признает.



РЫНКОСТРОЕНИЕ      34  35  36
Tags: инфраструктуральное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment